Герб внутригородского муниципального образования Котловка
Внутригородское муниципальное образование Котловка
Великой Победе 65 лет

Главное меню






Обман потребителей и нарушение правил торговли: 5 примеров из практики за 2020 - 2021 годы



 Новые обобщенные Правила продажи отдельных видов товаров установлены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

 Помимо общих правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, документ устанавливает особенности продажи товаров при дистанционном способе продажи товара, продажи с использованием автоматов, продажи непродовольственных товаров, бывших в употреблении или товаров, принятых на комиссию, продажи продовольственных товаров, технически сложных товаров бытового назначения, автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, животных и растений, продажи экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных, строительных материалов и изделий, а также продажи иных видов товаров по договору розничной купли-продажи.

 За нарушение Правил статьей 14.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

 Кроме того, статьей 14.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за обман потребителей. Данной статьей наказываются такие действия, как обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей; введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги).

 Продавцы иногда вводят необычные условия покупок, объявляют акции, пытаются оптимизировать процесс торговли. Эксперименты могут обернуться санкциями за обман потребителей и нарушение правил продажи товаров. Разберем несколько типичных случаев, чтобы потребители знали, где их могут обмануть или ущемить их права.

Минимальная сумма покупки

  В интернет-аптеке установили минимальную сумму заказа - 500 руб. В ассортименте были товары дешевле. Недобор до пороговой суммы означал отказ в продаже.

 Потребитель пожаловался на навязывание дополнительных товаров. Это ущемило его права, привело к "подорожанию" одних товаров за счет других.

 Действия продавца расценили как нарушение правил продажи товаров. Обошлось предупреждением, но в норме есть и альтернативное наказание - штраф. Для юридических лиц он составляет от 10 тыс. до 30 тыс. руб., для должностных лиц - от 1 тыс. до 3 тыс. руб.

Платная доставка

 На сайте онлайн-магазина указали: при отмене заказа с платной доставкой ее стоимость удержат с покупателя. Статус заказа роли не играет.

 Клиентка оформила заказ, а через минуту отменила. Появилась задолженность за доставку.

 Суды отметили: продавец списывал деньги, хотя не доставлял товар, расходов не нес. Это обсчет потребителей. Он обернулся обществу штрафом в 40 тыс. руб.

Ценники

 В аптеке часть препаратов была без ценников, а часть товаров - с цифровым кодом вместо цен. Клиенты могли узнать цены через электронное устройство или на перекидных демонстрационных стендах.

 Общество признали нарушителем правил продажи товаров и оштрафовали на 10 тыс. руб.

 Продавец возражал: нет требований размещать ценник на каждом товаре. Суды указали, что ценник должен быть в непосредственной близости.

 Тем не менее, чтобы получить информацию, требовалось запомнить название товара, отойти от витрины, ввести его в электронное устройство. Пока один клиент искал цену, другой ждал, так как устройство одно. А пожилые могли просто не уметь пользоваться им.

 Перекидные системы тоже не альтернатива ценникам. Клиент должен сразу видеть информацию, а не идти к стендам.

 Арбитражный суд Уральского округа согласился с этими выводами.

"Бесплатная" установка

 Потребителю обещали бесплатную установку при покупке кондиционера. Однако в кассовом чеке были 2 цены: за товар и за установку. Продавца оштрафовали на 20 тыс. руб. за обман потребителей.

 Первая инстанция отменила штраф. Судя по нефискальному чеку, на товар сделали скидку в размере стоимости установки.

 Апелляция не согласилась и посчитала, что клиента ввели в заблуждение. Она подчеркнула:

- не было доказательств, что потребителю вручили либо показали нефискальный чек в момент покупки;

- не подтверждено, что клиента правильно ознакомили с условиями акции (например, разместили их на информационных стендах);

- мировой судья уже взыскал с продавца сумму навязанной услуги по установке, компенсацию морального вреда и потребительский штраф.

 Подход устоял в Арбитражном суде Центрального округа.

Заявление о ремонте

 Клиентка хотела сдать товар на гарантийный ремонт, написала заявление от руки. Продавец его не принял. Он настаивал, что нужно подписать бланк по определенной форме. Клиентка не согласилась, ей отказали в ремонте.

 Административный орган оштрафовал общество на 10 тыс. руб. за нарушение правил торговли. Суды подтвердили, что права потребителя нарушены, штраф правомерен.

Зюзинский межрайонный
прокурор г.Москвы
И.А. Федин